Среда, 12.12.2018, 07:45
Приветствую Вас, Гость

ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

   Работа с родителями для логопеда всегда сложна. В настоящее время родители уделяют мало внимания речевым недостаткам ребенка, считая, что в детском саду работают специалисты. Которые помогут ему, однако сами при этом занимают отстраненную позицию.

   Родители должны принимать активное участие в речевом развитии детей. любая речевая игра, упражнение, беседа с ребенком – важная часть сложного процесса формирования речи. если родители отстраняются от этой работы, нарушается целостность всего учебно-воспитательного процесса.

Этапы работы с родителями по коррекции звуковой стороны речи.

Автоматизация звуков.

   Ребенок, научившись произносить поставленный звук изолированно, не сразу использует его в своей речи. без помощи родителей этот процесс может затянуться на длительное время, поскольку у дошкольников навык формируется в результате систематического повторения и закрепления.

   Автоматизация звуков – результат сотрудничества логопеда, ребенка и его родителей. В процессе этого сотрудничества формируются правильная речь, развиваются внимание, память, мышление, а также устанавливаются дружественные отношения между родителями и детьми. однако из обязательных условий успешной автоматизации звуков – закрепление речевого материала в домашних условиях по заданию логопеда.

Закрепление изолированного звука

   Для закрепления изолированного звука используют звукоподражания:

С – водичка и ветер шумят, насос качает колеса;

З – комар пищит;

Ш – змея шипит;

Ж – жук жужжит;

Л – пароход гудит, самолет летит;

Р – лев/тигр рычит, мотора работает.

   Изолированный звук закрепляется с помощью звуковых дорожек. Мы предлагаем ребенку вести пальчиком по дорожке и тянуть звук Ж, С, З и т.д., либо показываем со звуком пчелке дорогу к цветку или машинке путь в гараж. Можно использовать звуковую улитку.

Автоматизация звука в слогах

   Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов.

Упражнения на автоматизацию звука в слогах

  1. Каждый палец «Здоровается» с большим пальцем. При соприкосновении нужно произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения следует выполнять обеими руками одновременно и попеременно.
  2. Произносить слоги: ША-ШО-ШУ, ША-ШО-ШУ, имитируя управление автомобилем, шитье, вязание, рисование, перелистывание книги.
  3. Сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно произнося слоги.
  4. Упражнение «Пальчики шагают». Пальчики «идут» по столу.
  5. Прикреплять прищепки, нанизывать колечки на пирамидку, выкладывать счетные палочки с одновременным произнесением слогов.

   В домашних условиях автоматизировать звук в слогах можно в следующих играх:

  • нужно «поймать» звук (Ж) – выделить его из звуко-, слого-, словоряда;
  • как только ребенок услышит звук (Ж), он должен хлопнуть в ладоши, поймать его:

А, Ж, Ш

ЖА, СА, ТУ, ЖО, ИШ, ШУ

ЖУК, ЕЖИ;

  • дидактические игры на автоматизацию звука «Утка и утята», «Торт и свечи», «Малыш и погремушки», «Насос и колеса», «Компьютер и диски» и др. Описать их?

Автоматизация звука в предложениях.

   Для этого можно использовать следующие игры:

  • нужно составить предложение. Назвав два слова с заданным звуком, предложите ребенку объяснить, как они связаны между собой. Например, «лопата» и «молоток», «река» и «рак», «весна» и «солнышко» и т.д. Для этого нужно «включить» фантазию, ведь предложения могут быть самыми неожиданными;
  • поработать с деформированной фразой: «Идти. Саня, Соня, сад, детский сад, в»; «Ромашка, рвать, Рома».

   Предложите ребенку выучить небольшое стихотворение, скороговорку. Это поможет закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес к речевым упражнениям. Родителям предлагается проговорить чистоговорки.

   Помните, звук автоматизирован, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребенку достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец).

Рекомендации по выполнению домашнего задания

   Правильно выбирайте время для занятий – шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребенок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия; желательно выполнять домашние задания в выходные дни.

   Старайтесь закончить игру до того, как ребенок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 мин.

   Ваш ребенок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности. Главные помощники в общении с ребенком – терпение, выдержка, доброжелательность; резкий тон, раздражение недопустимы, он должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал. Даже если успехи незначительны.

   Обязательно начинайте с простых, посильных для ребенка заданий, усложняйте постепенно, не торопите его, дайте время подумать.

Материал подобран

Словягиной Г.Н.